Радио Град Петров
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Данная версия в процессе разработки, приносим извинения за все недоработки.
Вопросы и предложения по этому адресу
главная о нас архив передач детям помочь нам аудио кассеты фото галерея гостевая книга программа передач
назад

Антология христианской музыкальной культуры.

Иоганн Себастьян Бах
Магнификат Ре мажор

Баху было 38 лет, когда он обосновался в Лейпциге в качестве кантора церкви св. Фомы. Позади двадцать лет службы в должности городского, затем придворного органиста, капельмейстера в разных городах Германии.
На новом месте службы Бах был обязан нести ответственность за состояние и качество церковной музыки, исполняемой силами школы св. Фомы. Немало трудностей ожидало Баха на этом поприще, однако, должность предопределила род и характер создаваемой в эти годы музыки: Бах сосредоточил свое внимание преимущественно на вокально-хоровых духовных произведениях. К их созданию Бах приступил, достигнув вершин мастерства. Именно поэтому в духовной вокально-хоровой музыке он смог высказаться полнее всего, раскрыть множество граней своего необъятного гения.
Крупное вокально-инструментальное произведение, которым Бах дебютировал в Лейпциге в 1723 году - это великолепный Магнификат для пятиголосного хора, солистов и оркестра. Почти одновременно Бах заканчивает начатые еще в Кетене "Страсти по Иоанну". Вслед за первыми творениями, созданными в монументальном стиле, появляются другие, столь же поразительные: "Траурная ода" и "Страсти по Матфею", пять годовых циклов кантат. Весь этот колоссальный труд венчает Месса си минор, завершенная в 1738 году.
Согласно реформе Лютера, в протестантском богослужении допускались следующие песнопения на латинском языке, заимствованные из католического обихода: Sanctus, Магнификат, два начальных раздела мессы - Kyrie (на греч.) и Gloria. Эти две части, вместе взятые, именовались "краткими мессами". Бах написал для церкви Sanctus, четыре "краткие мессы" (Месса си минор стоит особняком, она не предназначалась для протестантского богослужения) и Магнификат.
Текст Магнификата взят из 1 главы Евангелия от Луки (стихи 46-55). Это благодарственная молебная песнь, воспетая Пресвятой Богородицей в ответ на приветствие Ее родственницы, праведной Елизаветы, которая в радости приняла Марию в своем доме, как Божию Матерь. Песнопение "Величит душа Моя Господа" занимает важное место в чинопоследовании православной утрени. Магнификат, латинский вариант этого песнопения, является частью католической вечерни. Реформа Лютера сохранила его на воскресных вечернях, где оно исполнялось по-немецки. В Рождество, однако, эта хвалебная песнь звучит на латыни. В конце к каноническому тексту добавляется краткий вариант Gloria с заключительным "Аминь".
Свой Магнификат Бах приурочил к Рождеству 1723 года. Позднее он несколько переработал произведение. В этом окончательном варианте Магнификат исполняется и поныне.
Баховский Магнификат - творение редкой красоты и мощи. Бережно следуя за евангельским текстом, композитор воплощает его образы в великолепной звукописи. Мощные хоры-славословия чередуются с ариями и ансамблями, проникнутыми мягкой кротостью и глубоким молитвенным настроением.
Произведение состоит из 12 номеров, каждый из которых призван средствами музыкальной драматургии передать основную мысль и настроение Песни Богородицы. Иллюстративный характер церковного искусства барокко проявился и здесь в полной мере. "Трудно представить себе, - пишет исследователь творчества Баха А. Швейцер, - более живую, тесную связь музыки с текстом. Это бросается в глаза даже при поверхностном знакомстве. Баховская вокальная тема - это декламационно оформленное построение, которое будто случайно, благодаря чуду, облекается в мелодическую форму". Бах тонко чувствует устное слово, интонацию речи. Если ему нужно, он может даже преувеличить значение отдельного слова, как бы увидеть его через увеличительное стекло, подчеркнуть его в общем контексте. В то же время, он может выделить слово как образный мотив и извлечь из него основу для целой музыкальной картины. Бах создает свои полотна, опираясь на одну-две строки (фразы). В обширной арии, ансамбле или хоре он повторит их множество раз, причем широкая, сложно развивающаяся мелодия голоса зачастую будет переплетаться и соревноваться с партией солирующего струнного или духового инструмента.
Еще в мессах композиторов XVI века движением вверх выделялись такие слова, как "небеса", "ликую", "слава", а движением вниз - слова "печаль", "смирение", "низложил" и т. д. Бах продолжает старинную традицию, обогащая ее новыми выразительными средствами и более сложным комплексом звуковых эффектов. Бах читает фразу за фразой, и в каждой находит глубинный внутренний смысл. Разнообразие настроений, воплощенных в музыке Магнификата, не нарушает общего впечатления цельности и стройности. Великолепный лаконизм музыки подчеркивает ее удивительную красоту.
Магнификат открывается ликующим хором-славословием (№1."Величит душа Моя Господа"). Эта вполне законченная по форме часть является как бы увертюрой ко всему произведению.
В следующей за хором арии сопрано (№2."И возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем") ясно слышен ритм менуэта. Танцевальную форму Бах делает средством выражения душевного состояния безоблачной радости.
№3 - проникновенная ария сопрано в сопровождении гобоя д'амур ("Яко призре на смирение рабы Своея се бо отныне ублажат Мя…"). Мелодически она построена на нисходящих фразах, призванных выразить слово humilitaten ("смирение"). Мелодия этой дивной арии очень напоминает тему последнего хора "Страстей по Матфею". Эта музыкальная мысль с течением времени созрела и оформилась в сознании композитора, чтобы заключить одно из самых значительных его произведений. А. Швейцер называет эту арию "подлинным образом Мадонны в музыке". Слова "Omnes generationes" ("вси роды") Бах отделяет от фразы и пишет самостоятельный номер(№4): к нежной певучей арии неожиданно примыкает яркий динамичный хор, рисующий впечатляющую картину всех поколений, собранных воедино для прославления Богородицы. Обгоняющие друг друга мелодические линии создают ощущение множества, тогда как структура самой темы олицетворяет единство.
По тексту можно было бы ожидать использования всей мощи музыкально-выразительных средств в следующем эпизоде (№5."Яко сотвори Мне величие Сильный и свято Имя Его"). Однако, Бах добивается большего эффекта, использовав форму арии баса соло, ассоциирующегося с царским величием. В качестве сопровождения Бах берет только basso continuo, отказавшись от инструмента, солирующего наравне с голосом; таким образом, полифоническое сочетание нескольких мелодий уступает место полному господству одной темы, необычайно богатой интонационно.
Из следующего номера, певучего дуэта альта и тенора (№6."И милость Его в роды родов боящимся Его") целиком вырос впоследствии первый хор "Страстей по Матфею". Этот дуэт отличается необычайной законченностью мысли, предельной выразительностью, к которым Бах приходит в своих последних сочинениях.
Весь арсенал средств используется в следующем хоре (№7."Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их"). Этот эпизод в полной мере демонстрирует мастерство и изобретательность Баха в передаче музыкальным языком смысла текста. Следующая за этим теноровая ария (№8."Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя") построена на противопоставлении двух музыкальных фраз - нисходящей ("низложи") и восходящей ("вознесе"). Эта наглядность музыкального образа - характерный прием Баха в его стремлении конкретизировать музыкальный язык.
Следующая прекрасная пасторальная ария альта с двумя солирующими флейтами (№9."Алчущия исполни благ и богатящиеся отпусти тщи") отличается непринужденностью и в то же время утонченной изысканностью.
Прозрачный нежный терцет (№10."Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости") звучит задумчиво. В сопровождении у гобоев композитор использует один из древних псалмодических ладов. Слова "Якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его, даже до века" подсказали Баху форму следующего номера(№11) - это ораторски-приподнятая величественная фуга.
Последняя часть Магнификата(№12) - блестящая Gloria, конец которой повторяет в сокращенном варианте первый хор, создавая мощную "арку", придающую шедевру Баха законченность и стройность.
"Jauchzet Gott in allen Landen" BMW 51
К жанру кантаты Бах обращался с 1707 года на протяжении многих лет и создал без малого 300 произведений в этом жанре. Далеко не все из них сохранились. Находясь на должности кантора церкви св. Фомы, Бах обязан был к каждому воскресенью и каждому церковному празднику писать новую кантату. В течение церковного года кантор должен был написать около 60 кантат, не считая созданных "на случай" - поминальных, венчальных и т. д. Баху принадлежит 5 полных годовых циклов кантат.
Выбирая тексты для своих кантат, Бах обращается к слову Евангелия и апостольских посланий, приводит стихи Псалтири и Песни Песней, а также широко использует строфы немецких хоралов и духовных песен, начиная от Мартина Лютера, и кончая современными ему авторами.
Духовные кантаты Баха имели, как правило, точное богослужебное назначение, и только в редких случаях были обозначены "Per ogni Tempo" ("на любое время"). К таким кантатам относится "Jauchzet Gott in allen Landen".
Эта сольная кантата по стилю и форме напоминает итальянский мотет: блестящая ария До мажор с солирующей трубой и скрипкой; затем речитатив-ариозо ля минор с basso continuo - выражение смиренной мольбы. Далее Бах использует мелодию протестантского хорала, исполняемую сопрано на фоне фигураций двух скрипок, и завершает кантату виртуозной концертной арией сопрано с солирующей трубой в легком движении с юбиляционными пассажами. Таким образом, Бах сумел создать яркое контрастное произведение, хотя и был ограничен силами одного певца.
А. Швейцер восхищается этим "блестящим колоратурным произведением, полным увлекательной жизни" и подчеркивает, что "по-настоящему спеть ее может только светлое детское сопрано". Сольная партия (как и партии большинства баховских кантат) требуют всестороннего мастерства певцов: свободной кантилены, широкого диапазона, подвижности во всех регистрах. Можно судить об исполнительском уровне музыкантов церкви св. Фомы, для которых Бах создал большинство своих вокально-хоровых полотен.
В духовных произведениях гений Баха выразил себя с наибольшей полнотой. "Они повествуют о вечном, о том, что истинно и прекрасно, так как созданы не для признания, а потому, что не могли быть не созданы. Он вложил в них все свое благочестие". (А. Швейцер)
назад

Hosted by uCoz