Радио Град Петров
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Данная версия в процессе разработки, приносим извинения за все недоработки.
Вопросы и предложения по этому адресу
главная о нас архив передач детям помочь нам аудио кассеты фото галерея гостевая книга программа передач
назад

Сложные вопросы православного вероучения. Воцерковление (III часть).

Беседа священника Константина Пархоменко.

Мы с вами говорили о том, для чего человек творится Богом. Мы сказали о том, что человек творится Богом для того чтобы весь тварный мир привести к Богу и обожить. Собственно задача самого человека - быть обоженным, уподобиться Богу. Смысл сошествия Бога во плоти на землю, смысл воплощения в том, чтобы Господь Иисус Христос помог нам восстановить нашу поврежденную, испорченную грехом природу. Христос - воистину Новый Адам. Как говорит св.Ириней Лионский, "Бог становится человеком для того чтобы человек стал Богом".
Мы вкратце коснулись темы для чего человек сотворен Богом и каким образом он может осуществить это призвание к небесной отчизне. Теперь мы поговорим о практической стороне этого дела - что такое войти в Церковь, как стать членом Церкви, как стать членом Тела Христова.
Крещение есть тайна вступления в новую жизнь. Погружаясь в воды крещения, человек смывает с себя грех, умирает для прежней жизни и восстает для жизни с Богом, для сотрудничества с Богом. Вспомните беседу Спасителя с Никодимом в третьей главе Евангелия от Иоанна. "Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин 3,5), "Должно вам родиться свыше" (Ин 3,7).
Христианство дает человеку спасение, освобождение от отчуждения с Богом, благодатную помощь свыше. Но это спасение не одномоментный акт. Православие понимает спасение как процесс. Именно как процесс приобщения к Богу, ибо греческое слово "сотериа" буквально подразумевает "исцеление". И это исцеление - путь длиной в целую жизнь. Получив залог спасения через искупление, дарованное Христом, человек каждодневно шаг за шагом начинает трудиться, преодолевая все злое и дурное в себе. Происходит процесс очищения души от накипи страстей, от ржавчины пороков.
У св.Симеона Нового Богослова, моего любимого религиозного писателя и мыслителя, есть замечательная метафора, поясняющая богословский смысл крещения. Св.Симеон Новый Богослов пишет, что крещение это еще не рождение в вечную жизнь, но зачатие. Как во время беременности бывают выкидыши и мертворожденные, так и не все зачатые в вечность рождаются в нее, ибо оказались не достойными ее. Если человек не беспокоится о душе, то его христианский потенциал, сообщенный ему крещением, остается нереализованным, как закопанный капитал. Такому человеку не просто нет смысла в его крещении, он еще подвергнется осуждению за лень и нерадение.
Святое крещение совершается только один раз. "Верую во едино крещение во оставление грехов", - говорит нам Никео-Цареградский Символ веры и это совершенно логично. Как физически человек рождается лишь раз, так и духовно можно родиться только один раз. Совершенно особый разговор о том следует ли считать действительным крещение еретиков и раскольников. В древней Церкви не существовало единого мнения по этому вопросу. Однако сегодня согласно практике современной Русской Православной Церкви не перекрещивают тех, кто был крещен во имя Святой Троицы хотя бы в инославном сообществе. Однако крещение в том или ином случае, в частном вопросе оставляется на суд совершающего крещение священника.
Сегодня принято крестить и новорожденных младенцев и взрослых людей. Крещение новорожденных младенцев совершается по обыкновению на сороковой день после рождения, хотя в средневековом Константинополе и в Древней Руси крестили лишь по прошествии нескольких лет после рождения, чтобы дети могли в какой-то мере понимать совершаемое над ними действие и принимать активное участие в чинах оглашения и крещения. Сразу скажем, что в современный чин православного крещения входят несколько небольших чинопоследований. Первое - чин наречения имени (только для младенцев). Второе - чин оглашения. Третье - собственно само крещение. Четвертое - таинство миропомазания. Пятое- чин пострижения волос и посвящения себя Богу. И, наконец, шестое - чин воцерковления. В истории все эти элементы крещального чина были известны с ранней древности. Однако они видоизменялись, дополнялись и менялись местами. Мы расскажем вам о современной практике и кратко упомянем об истории установления каждого чинопоследования. После нашего небольшого очерка об истории этих фрагментов чинопоследования таинства крещения, мы поговорим о том, как можно перевести на русский язык чин крещения.
Итак, прежде всего, необходимо сказать, что такое чин наречения имени, который совершается сегодня только для младенцев. Сегодня многих приходящих к святому крещению интересует как нарекать имя младенцу, как называть родившегося младенца. В связи с этим вопросом посмотрим как и следуя каким основаниям нарекалось христианское имя младенцу, а в более широком смысле и всякому новокрещенному в древней Церкви.
Есть основания утверждать, что примерно до 3-го века все воспринимающие крещение оставляли себе те имена, которыми их нарекали родители-язычники. Это не сложно проверить, взяв в руки любой богослужебный календарь с месяцесловом. Там дается перевод каждому помещенному общеупотребительному имени - еврейскому, сирийскому или, например, греческому. Например, Мария по-еврейски переводится как "госпожа", Константин - "постоянный", Анастасия - "воскресение" и проч. Мы сегодня имеем имена происшедшие от животных, названий птиц и растений, цветов (например, Рубин, что по латински означает "красный"), названий городов (Роман - от латинского названия города Рим). Мы имеем сегодня имена, происшедшие от названий месяцев, античных богов и проч. Однако уже в 3-м веке известно, что некоторые христиане принимая крещение или крестя своих детей давали им новые имена, те имена, которые носили до них те, кто пострадал от гонителей. Такие языческие имена считались как бы освященными. Не редка была ситуация, когда у христианина было два имени: языческое, данное при рождении и христианское, данное при крещении. Так в 311г. мучение Вальсам на вопрос мучителя "каково твое имя?" ответил: "По рождению моему Вальсамом называюсь, духовное же имя полученное в крещении Петр". Однако с 4-го века когда христианство можно было принимать беспрепятственно установился обычай нарекать своим детям христианские имена. Взрослые и дети меняли при крещении имена на новые, христианские имена. Особенную популярность получили имена апостолов Христовых. Из них особое место занимали Петр, Павел и Иоанн. Традиция давать крещаемым христианские имена прочно и основательно закрепляется в 4-м и 5-м веке. Кстати сказать, эта традиция существует и до нынешних времен. Св.Иоанн Златоуст писал: "Христиане должны всячески стараться давать детям такие имена, которые не только возбуждали бы к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили бы наставлением во всяком любомудрии."
Упомянем о нюансах, касающихся проблемы наречения имени. При крещении не позволяется давать имена неправославные, хотя мирское неправославное имя возможно. В таком случае по светским документам ребенка зовут неправославным именем, например: Ким, Владлен, Лючия и проч. А в Церкви такой ребенок поминается по своему христианскому имени.
Некоторые святые имеют по два имени. Например, равноапостольный князь Владимир (Василий), княгиня Ольга (Елена), страстотерпец князь Глеб (Давид). Церковная практика показывает, что в честь этих святых можно давать любое имя.
Приоритетом нарекать новорожденному имя обладают его родители. Священник не должен злоупотреблять своей властью и принуждать родителей к принятию того или иного имени, которое ему кажется подходящим. Об этом нам говорят церковные правила. Хотя, конечно, существует обычай, согласно которому женщины получают имена святых женщин, а мужчины святых мужчин, но всегда были отхождения от этой практики. Например, существует обычай при монашеском постриге именовать женщин именами святых мужчин с изменением окончания слова. Например, мать Михаила, мать Серафима и проч. Кроме того в последнее время, в последние двести лет в практику вошло наречение девочек следующими именами святых мужчин: Зина, Римма, Инна, Мина и др. В этом, конечно, нет ничего плохого.
Чин оглашения сегодня сокращен. Изначально он совершался над людьми, изучающими основы веры. Оглашенный это тот, имя которого оглашено, т.е. перед церковной общиной объявлено, что этот человек хочет стать христианином. После публичного изъявления такого желания человек допускался к изучению тайн христианской веры. Нет сомнения, что живая религиозная вера может быть лишь у человека, интересующегося верой Церкви, желающего узнать эту веру. Человек, который равнодушен к догматам Церкви и тем не менее просит его крестить ищет в Церкви чего угодно, но только не жизни в живом единстве с Богом, не подвига, не усовершения. Такие люди крестятся на всякий случай, как все, чтобы не болеть, чтобы Бог помогал и проч. Здесь совершенно ясен ответ требующим крещения - над ними крещение совершать невозможно, ибо тогда крещение превратится в магический обряд, в суеверный обычай. Таинство приобщения к Богу становится в таком случае кощунственным и богохульным актом.
До революции 1917г. Россия считалась православной страной и всякий ребенок, рожденный в России, как бы заранее считался принадлежащим Православной Церкви. Если младенца приносили к крещальной купели, это гарантировало, что этого человека будут воспитывать в православной вере. Во всяком случае если не семья, то окружение, школа, гимназия и проч. будут способствовать приобщению человека к православной вере. История показала, что этот подход был небезупречен. Те, кто взрывали храмы, расстреливали священников и архиереев почти все в свое время были крещены в православии. Однако здесь причина не в механизме приобщения к православию - он был достаточно продуман, - а в искажении самого понимания православия, когда живое православное предание схоластизировалось, юридизировалось, когда к жизни с Богом не приобщали, а принуждали. К 20-му веку наряду с теми, кто жил в Церкви и любил Церковь были и те, кто формально к Церкви принадлежал, но ее ненавидел. Достаточно почитать русских классиков - какое пренебрежительное, высокомерное отношение было к Церкви! Однако важно заметить, что если детей крестили без всякого научения вере, то взрослых, обращающихся в православие, крестили только по тщательном изучении ими основ веры. Не достигшие совершеннолетия, т.е. 21 года, научались православной вере 6 месяцев. Достигшие 21 года научались православной вере в течении 40 дней. Это была дореволюционная практика. Но после революции приобщение к Церкви стало подсудным делом. Поэтому количество крещений резко сокращается. Но и тогда по дореволюционной инерции продолжается крещение детей, хотя религиозная грамотность неумолимо падает: сокращается количество храмов, становится невозможной проповедническая и просветительская деятельность. К 70-80гг. обычные взрослые советские люди почти ничего не знают о православной вере, но продолжают преимущественно тайком крестить своих детей. Эти крещеные дети вырастают вне храма, вне православной традиции и часто во взрослой жизни становятся совсем неверующими. Но в конце 80-х государство дает Православной Церкви свободу. Священнослужители появляются на телеэкране, о Церкви пишут в газетах и журналах, голос священников раздается по радио. Этот поворот к Церкви связан с огромным процессом так называемой перестройки, поворотом от большевистской тоталитарной идеологии к новому образу жизни, к новым демократическим ценностям. Происходит национальное возрождение и поиск путей национального самоотождествления, поиск утраченных корней. Советские люди вспоминают, что они русские. Церковь осмысляется многими в ряду институтов национального самоотождествления. Церковь, как считают многие, поможет обрести национальные и религиозные корни. Такое смещение акцентов в сознании бывших советских людей - игнорирование того, что Церковь во-первых приобщает к Богу, а не к исконно русской культуре - привело к тому, что в Церковь хлынул большой поток людей и большинство этих людей сразу захотели креститься.
Конечно, нельзя проигнорировать и другую причину массового обращения в Церковь в конце 80-х. Это религиозное чувство. Подавленная советским режимом тяга к богопознанию в благоприятных условиях пробудилась и подвигла людей в Церковь. Однако многие из крещеных узнав, что Церковь не предлагает чудодейственных рецептов для жизни, а напротив призывает к аскезе и ежедневному труду, ушли из Церкви. Как говорят такие люди, они "разочаровались в православии". Вчера крещенные в Церкви они обратились к оккультным и прочим движениям. Самое страшное, что все эти люди без надлежащего оглашения были крещены. В сознании священнослужителей сработал стереотип прежних тоталитарных лет: главное это благодатным образом приобщить к Богу, а уж потом, когда будет свобода, научим. Свобода появилась и осталась, а люди ушли из Церкви. Если в годы гонений ни о какой катехизации не могло идти и речи, многие священники просто не умели катехизировать, роскошью было даже простое совершение таинств, то эта практика оказалась порочной в изменившихся условиях существования Церкви. Привыкшие принимать в Церковь младенцев, священнослужители по этому же чину, без наставления в истинах веры, принимали в Церковь и взрослых.
Количество крещений на рубеже 80-90гг. могло достигать сотни каждый день и почти все эти люди выйдя из храма в Церковь не вернулись. Но если для какой-нибудь партии иметь мертвые души иногда выгодно для статистики, то для живого тела иметь мертвые члены - страшная боль. Грех любого члена Церкви является страданием для Тела Христова. Какое же страдание Церкви причиняют формально по крещению принадлежащие миллионы оккультистов, колдунов и экстрасенсов или просто людей, принявших крещение, но живущих по законам стихий мира сего! Именно поэтому следует непременно вернуться к практике древней Церкви, согласно которой в Церковь не мог войти человек, не прошедший курса катехизации, который не воспринял живым образом Христову веру.
Изучение основ веры это внешняя сторона оглашения, это то, что Церковь ждет от испытуемого. Есть ли в оглашении мистическое измерение? Безусловно есть. Оглашение это свидетельство Церкви о том, что она изымает человека из рук сатаны. Оглашение это поручение крещаемого Божественной защите и покровительству. Мистическая часть чина оглашения состоит из 1) ряда заклинательных молитв, 2) диалога священника с крещаемым (если крестят младенца это диалог с восприемниками, т.е. крестными младенца), 3) произнесения крещаемым или крестными исповедания веры.
Молитвы изгнания злой нечистой силы, так называемые экзорцистские молитвы были известны с первых дней существования Церкви, более того в своем истоке эти молитвы восходят к дохристианским временам. Много было заклинателей-экзорцистов и во времена Христа, которые посредством известного рода действий изгоняли нечистую силу из людей, животных и домов. Психологически понятен тот скепсис, который испытывают некоторые христиане при словах дьявол, сатана, бесы, демонически существа и проч. В наше время космических полетов и компьютеров современному человеку нелегко верить в то, что существуют некие таинственные и злые существа, оказывающие воздействие на человека. Дьявол демифологизируется современным сознанием, а все необъяснимое, темное и таинственное приписывается глубинам нашего подсознания или непознанным феноменам.
Тем не менее, Церковь всегда утверждала присутствие и активное действие в нашем мире злых демонических сил. Фактически Церковь никогда не формулировало этого систематически в виде ясного и четкого учения. Однако для нас имеет огромное значение то, что у Церкви всегда был опыт, подтверждающий наличие демонических сил. Попросту говоря у Церкви всегда было знание сатаны. Если это непосредственное знание сатаны не нашло своего выражения в четком и систематическом учении, то это объясняется трудностью если не невозможностью рационально объяснить иррациональное. Однако если принятие церковного учения о злых силах трудно для рационального осмысления, для внешнего познания, то всякий ведущий внимательную духовную жизнь непременно заметит, что в его жизни действительно присутствует некоторая злая направленность, вдохновляемая как будто извне, кем-то посторонним. Зло, конечно, не имеет места среди сущностей, но оно не только недостаточность, в нем есть некая активность. Оно есть как бы болезнь, как бы паразит, существующий только за счет той природы, на которой паразитирует.
Св. Макарий Египетский писал: "Те, которые говорят, что зло является чем-то существующим в себе, ничего не знают. Для Бога нет никакого существующего в себе зла, но в нас оно действует со всей силой и ощутительно подсказывает нам все грязные желания". "Тем то и бедственна и пагубна эта болезнь, - говорит св.Симеон Новый Богослов о людях, которые не понимают, что источником зла в их душе является дьявол, - что когда враг мой влачит туда и сюда мой собственный ум, я думаю, что все эти кружения моего ума - мои собственные." Дьявол, существующий рядом с человеком бдителен как рыкающий лев (1Пет 5,8). И когда человек дает повод дьявол проникает в человека и действует в нем. По словам св.Антония Великого, демоны сами не имеют тела, но мы становимся для них телами, принимая от них помышления.
Демоническая реальность существует, зло существует как темная сила, как присутствие, не только как отсутствие. Точно также как нет любви без любящего, т.е. личности, которая любит, так не может быть и ненависти без того, кто ненавидит. Если высшая тайна добра заключена в личности, в Боге, то и высшая тайна зла должна также иметь личный характер. Носителем темной, иррациональной силы зла должна быть личность или личности. Должен существовать личностный мир тех, кто выбрал ненависть к Богу, к свету, кто выбрал быть против Бога и против добра. Именно поэтому Церковь со времен Христовых полагала, что первым этапом сочетания человека со Христом может быть отказ иметь что-то общее с сатаной.
Спаситель сам возвещает, что сатана поражен. Он демонстративно изгоняет злых духов. "Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие" (Мф 12, 28) Власть изгонять нечистых духов дана Христом и Его ученикам. Изгнание темных сил это свидетельство о наступлении новой эры в жизни человека, который выходит из неосознаваемого рабства дьяволу и становится соработником Божьим в деле преображения мира. Если в первые века обычно крестили без предварительного чтения заклинательных молитв, то обычай чтения над всеми крещаемыми данных молитв можно уверенно датировать третьим или четвертым веками. Св.Ипполит Римский в своем "Апостольском предании" указывает, что готовящиеся принять крещение преклоняли колени перед епископом, тот возлагал на них руку и "епископ заклинает всех чуждых духов, чтобы они убежали от крещаемых и уже не возвращались в них; по окончании заклинания пусть же епископ дует им в лицо и пусть осенит им лоб, уши и ноздри и поднимет их, и пусть они бодрствуют всю ночь и да читается им, и да наставляется."
Начиная с 4-5вв. существует много указаний на то, что оглашению подвергались и младенцы. Римский папа Целестин, живший в 5-м веке, писал: "Обратим внимательный взор на то, что святая Церковь единообразно во всем мире совершает над крещаемыми. Дети ли, возрастные ли не прежде приступают к таинству возрождения, к источнику жизни, как после заклинанй и дуновения священнослужителя". Единственное отличие между порядком заклинания у младенцев и у взрослых состояло в том, что над взрослыми произносились более продолжительные молитвы, которые к тому же могли многократно повторяться (до десяти раз).
В некоторых поместных церквях существовали свои особенности, сопровождавшие обряд изгнания демонов. В Римской церкви заклинаемых помазывали особым маслом, давали вкушать особой заклятой соли, касались пальцем, смоченным слюной ушей заклинаемого со словом "Еффафа!", т.е. "Отверзись!" Существующий сегодня чин заклинания практически тождественен древневизантийскому. Тот же в свою очередь лишь в незначительных деталях расходится с чинами древней Церкви. Отречение от сатаны происходило в притворах крестилен, а не в самих крестильнях и тем более не в храме. Отрекающиеся от сатаны обычно стояли босые в одной нижней рубашке. Во время произнесения слов отречения они поворачивались лицом на Запад к сатане. "Крещаемый не боится стать с ним лицом к лицу, ибо изгнание нечистых духов делало его свободным для того, чтобы он мог прежде всего отвергнут сатану, бросить ему вызов, отречься от него. Это обращение на Запад есть акт свободы, первое свободное действие человека избавленного от рабства сатане," - так пишет о.Александр Шмеман, автор прекрасной книги о крещении, которая называется "Водой и Духом".
Руки во время оглашения крещаемые простирали вперед, а в более позднее время воздевали их вверх. Отгоняя сатану, крещаемый дул на него. Примерно с 15-го века сюда привносится практика плюновения на дьявола. Дуют на дьявола как бы извергая его из себя, плюют, выражая свое полнейшее презрение к дьяволу и к его служителям.
назад

Hosted by uCoz