Радио Град Петров
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Данная версия в процессе разработки, приносим извинения за все недоработки.
Вопросы и предложения по этому адресу
главная о нас архив передач детям помочь нам аудио кассеты фото галерея гостевая книга программа передач
назад

Сложные вопросы православного вероучения. Воцерковление (IV часть).

Беседа священника Константина Пархоменко.

Мы говорили о том для чего человек рождается в этот мир, каким образом человек может вступить в Церковь. Пришедший в этот мир Христос, как говорят святые отцы, обновляет человеческую природу. Сам имея богочеловеческую природу, т.е. соединенную из Божественного и человеческого, Спаситель сообщает всем верующим в Него через крещение новую богочеловеческую природу. В этом смысле крещение это не просто таинственный, прекрасный и благочестивый обряд омовения от грехов. Крещение это знак, таинство умирания для прежней жизни, таинство вхождения в новую жизнь и приобщение к новому опыту жизни с Богом.
Крестящийся человек погружаясь в воду как бы умирает для прежней жизни и воскресает для новой жизни. Через крещение человек обретает новую богочеловеческую природу. И затем эту новую природу, полученную при крещении, христианин должен взращивать в себе, воспитывать, умножать и развивать через другие таинства, например, Исповеди и Евхаристии, когда христианин принимает в себя Тело и Кровь Христову, т.е. саму жизнь, силу жизни Божьей.
Мы говорили о символике воды и погружения. Мы говорили о чинопоследовании крещения и в двух словах сказали об отношении Церкви к крещению инославных. Продолжая эту тему, мы поговорим об обряде пострижения крещаемого и обряде воцерковления крещаемого. Затем мы перейдем к изложению чинопоследования крещения.
Итак, пострижение крещаемого. Наверное, каждый из вас, кто присутствовал при крещении, обратил внимание, что священник при чтении определенных слов берет ножницы и крестообразно постригает голову крещаемого со словами: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа". Затем кусочек воска с влепленными в него волосами священник бросает в крещальную купель. Сострижение волос означает принесение в жертву. Во времена Христа всякого принесенного в священный Иерусалимский храм быка, барана или другого животного посвящали Богу через срезание с его лба пучка шерсти. Затем эту шерсть сжигали на жертвеннике и с этого момента животное считалось посвященным Богу и принесенным в жертву Богу. Отсюда эта традиция переходит в чин крещения и монашеского пострижения. На Западе она трансформируется в обычай выстригать священнику или монаху макушку, так называемое гуменцо. Кстати сказать, у нас до 17-го века священникам при рукоположении тоже выстригали макушку. До 60-х годов 20-го века над всяким католическим священником совершали этот обряд выстригания макушки.
На обряд пострижения волос следует смотреть именно как на акт посвящения себя Богу. Обряд пострижения вошел в христианскую практику около 4-го века, однако сообщения об этом обычае крайне скудны. Конкретное чинопоследование этого обряда мы имеем с 8-го века. У св. Симеона Солунского в 14-м веке мы находим такое объяснение пострижения: "Архиерей постригает крестообразно волосы на голове крещаемого частью знамением того, что главой своей он имеет Христа и что должен молиться с непокрытой головой, как и Павел учит, а вместе с тем и возлагая таким образом как бы некоторую печать, почему и постригает крестообразно, чтобы человек отверг всякую лишнюю мысль. С этой мыслью и монахи постригаются, и всякий верный должен удаляться всего излишнего и не необходимого. Кроме того волосы крестившегося приносятся Христу как начаток и жертва человеческого тела ибо они суть как бы воскурение от всего тела."
Во время крестообразного пострижения волос священник каждый раз отдает состриженные волосы восприемнику и тот влагает их в кусочек воска или сам влепляет волосы в кусочек воска, затем воск с постриженными волосами опускается в купель.
Обряд воцерковления это чин приобщения христианина к жизни Церкви. Подтверждая что младенец или взрослый человек соединен с Богом и допущен в самый центр христианской жизни, в святая святых, новокрещенного ребенка или взрослого вводят или вносят в святой алтарь. В Требниках Древней Руси и в современных старообрядческих указывается, что по вхождении во святой алтарь епископ или священник прикладывает новокрещенного мужского пола губами к святому престолу. Согласно древнему Константинопольскому правилу и девочек после крещения заносили или заводили в алтарь. Но примерно в 11-м веке эта практика отмирает.
Наш очерк истории таинства крещения будет неполным если не указать, что непосредственно после крещения святая Церковь предлагает христианину приступить к Евхаристии. Жизнь новокрещенного должна быть неразрывно связана с храмом, с Евхаристической трапезой. Центром христианской жизни безусловно является Евхаристия. Когда Спаситель посылал учеников в мир Он сказал удивительные слова: "Я с вами во все дни до скончания века". И это присутствие не символическое, но реальное. Господь Иисус Христос действительно прибывает с нами в Своем Теле и Крови. Следует напомнить, что в традиционном ветхозаветном представлении тело означало целостного, живого и активного человека. Кровь считалась вместилищем души. Кроме того кровь была символом завета, т.е. союза человека с Богом. Соответственно когда Господь обещал Свое пребывание среди учеников в Своих Теле и Крови, Он хотел сказать, и люди того времени и той культуры его прекрасно поняли, что Он воскресший и прославленный, вошедший с ними в новый вечный завет будет навсегда с ними. "Сие творите в Мое воспоминание". Воспоминание, по-гречески "анамнесис", означает не интеллектуальное действие, но констатацию действительного пребывания. Господь обещает нам, что Он всегда будет с нами. Он всегда будет приходить к нам, Он близок к нам. Это великий дар и радость для всех христиан.
Можно указать на три момента, характеризующие Евхаристию.
1) Сам живой Господь через Евхаристию приходит к нам и входит в нас.
2) Принимая в себя Сына мы соединяемся со всей Троицей, с Которой Сын состоит в неразрывном единстве.
3) Через единого Христа в Его Теле мы обретаем единство друг с другом.
Следует помнить, что вся жизнь христианина должна быть ориентирована на принятие в себя Господа, Его силы и Его жизни. Это не отвлеченное умствование, но реальный факт. Освящение - единственная форма жизни для тех, кто считает себя последователями Христа. "Если ты не вкушаешь пищи тленной и земной ты умираешь от голода, - пишет св. Иоанн Златоуст, - Не более ли мы должны стремиться к вкушению пищи небесной, пищи будущего века, чтобы нам не умереть душой!" Именно поэтому с самых ранних времен мы встречаем указание на то, что сразу после крещения неофиты, т.е. новообратившиеся, приступают к причащению. Даже в Требниках 17-го века говорится, что крещение должно совершаться до литургии так чтобы новокрещаемый мог принять в ней участие. Само собой разумеется, что и сегодня если новокрещенный успевает он должен после крещения причаститься. Но если крещение совершается во вторую половину дня или к вечеру причаститься следует в ближайшее время, например, в ближайший воскресный день.
Сегодня в Русской Православной Церкви крещение совершается на церковно-славянском языке так что с непривычки бывает нелегко понять, что читается и поется. Мы предлагаем русский вариант чина крещения, который перевел я сам. Итак, чин оглашения и крещения.
Напомню, что перед нижеследующими чинопоследованиями над младенцем, которого приносят к храму, должна быть прочитана молитва на наречение имени и ему должно быть наречено христианское имя. Зачем мы приводим сокращенный чин крещения? Затем, чтобы если, дорогие братья и сестры, вам придется участвовать в крещении, например, быть восприемниками, т.е. крестными, то вам необходимо знать, что говорится, что читается и на каких пунктах христианского вероучения акцентируется мысль верующего в чинопоследовании крещения. На слух бывает нелегко сразу уловить смысл церковно-славянского текста. Поэтому я предлагаю вашему вниманию специально облегченный и сокращенный русский вариант перевода чина крещения.
Чинопоследование крещения начинается с молитв оглашения. Молитвы оглашения это первая часть чина крещения. Чин крещения состоит из оглашения и самого крещения. Чин оглашения это чин исповедания христианином своей веры и формула отречения новокрещаемого от сатаны. Христианин подтверждает, что он порывает с сатаной и не хочет иметь ничего общего с врагом рода человеческого. Дальше в знак пренебрежения к дьяволу христианин дует как бы извергая из себя сатану и плюет подчеркивая пренебрежение ко всем злым силам.
Итак, чин крещения начинается с первой молитвы оглашения. Священник говорит:
"Господу помолимся!" Поставляет новокрещаемого лицом на Восток - босого, с непокрытой головой с развязанным поясом нижней рубашки. Священник трижды осеняет голову пришедшего и возлагает руку ему на голову. Все это совершается в притворе, но можно это делать и в самом храме.
"Господу помолимся! Господи помилуй". Священник читает: "От Твоего имени, Господи Боже истинный, Единородного Твоего Сына и Святого Твоего Духа возлагаю руку мою на раба Твоего удостоившегося обратиться к Святому Твоему имени и под кровом Твоим обрести защиту. Удали прежние его заблуждения. Наполни его Твоей верой, надеждой и любовью. Пусть уразумеет он, что Ты и Единородный Твой Сын Господь наш Иисус Христос и Святой Дух единственный истинный Бог. Дай рабу сему следовать путями Твоих заповедей. Да творит он угодные Тебе добрые дела ибо если исполнит это человек, будет жить. Напиши имя раба Твоего в книге жизни Твоей, введи его в Твое овчее стадо, в стадо Твоих наследников. Да прославится в нем имя Твое святое и имя возлюбленного Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа и Животворящего Твоего Духа. Взирай всегда на раба Твоего с милосердием, слушай голос его молитв. Пошли ему радость в его трудах и в его детях, чтобы он поклоняясь исповедывал и прославлял Твое великое и высокое имя и благодарил Тебя всегда во все дни своей жизни. Ибо Тебя воспевают все небесные силы и Твоя есть слава Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь."
Дальше начинаются так называемые заклинания от дьявола - "экзорцизм" по-гречески. Это определенная молитва-формула очень насыщенная и очень ответственная. Христианин в этой молитве отказывается иметь что-то общее с сатаной, и священник просит, чтобы дьявол навеки отпустил и покинул этого крестящегося человека. Священник подтверждает, что христианин становится чужым дьяволу.
"Господу помолимся! Господи помилуй!" Заклинание первое: "О, дьявол! Изгоняет тебя пришедший в мир и поселившийся среди людей Господь. Господь сокрушил твое мучительное иго и освободил род человеческий. Он, вознесенный на крестном древе над войском вражеских полчищ, низверг их. Померкло солнце, земля задрожала, распахивались могилы, из гробов святые восставали. Смертью Он сгубил смерть. Он, Бог разрушил власть владыки смерти, твою, о, дьявол, и лишил тебя работы. Заклинаю тебя, дьявол, Богом, который явив древо жизни в раю, поставил на страже херувимов с огненным сверкающим мечом! Заклинаю тебя, дьявол, Тем, кто ходил по морю словно по суше, кто повелевает бурям, взор, которого проницает бездны, от слов которого тают горы! Он заклинает тебя, дьявол, моими устами. Устрашись! Выйди! Удались от сего создания безвозвратно и никогда не возвращайся! Выйди, не таись и не встречайся, не искушай ни ночью, ни днем, ни в полночь, ни в полдень сего человека! Убирайся в преисподнюю до самого Судного дня, великого и уже предопределенного. Устрашись, дьявол, Бога, который восседая на херувимах взглядом Своим проницает беспредельное, того Бога, перед кем трепещут ангельские чины: ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти и силы, многоочитые херувимы, шестокрылые серафимы. Бога устрашись, перед которым в трепете небо и земля и море с их обитателями. Выйдя, сатана, и удались от этого запечатленного благодатью новоизбранного воина Христа Бога нашего. Богом ходящим на крыльях ветра, делающим ангелов Своих пламенеющим огнем, заклинаю Тебя сатана! Выйди! Удались от сего создания со всем войском и всеми своими ангелами. Да прославится имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь."
Далее священник второй раз заклинает сатану: "Господу помолимся! Господи помилуй". Напоминаю, что мы даем молитву крещения в сокращенном варианте в переводе, сделанном нами на русский язык. Этот перевод практически точно следует нашему славянскому оригиналу. "Бог Святой, Дивный и Славный во всех деяниях и непостижимы в могуществе Своем, который тебе, дьявол, предопределил томление вечных мук, через нас Его слуг недостойных повелевает тебе и всем твоим слугам и ангелам удалиться от новозапечатленного именем истинного Бога Господа нашего Иисуса Христа раба сего. Заклинаю тебя, дух хитрого, скверного, нечистого, мерзкого, чуждого Духа Божьего, силой Иисуса Христа полновластного Владыки земли и небес, который повелел глухонемому бесу "Выйди из человека и боле не входи!", отступи! Пойми свое бессилие, невластное даже над свиньями! Вспомни Того, кто Сам послал тебя в свиное стадо. Устрашись Бога, чьим велением земля утвердилась и небо возникло, Того, кто воздвиг горы, проложил долины как медную трость, Бога, который устлал песками пределы морей, смирив дерзкие воды. От касания Божия дымятся горы. Дневной свет для Него словно риза. Купол небес Он простирает как шатер. Вся земля непоколебимо утверждена Им на твердых основаниях. Он берет морские воды в небеса и проливает их дождем на лицо земли. Выйди, сатана! Удались от готовящегося ко святому просвещению. Заклинаю тебя спасительным страданием нашего Господа Иисуса Христа, истинным Его Телом и Кровью, дивным Его вторым пришествием ибо не замедлит Он прийти и судить всю вселенную и ввергнет тебя с войском лукавым твоим в геенну огненную, где огонь не гаснет и червь мучений не дремлет. Ибо держава Христа Бога нашего со Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь."
В древности эти молитвы произносились не однократно как сегодня, а до десяти раз.
"Господу помолимся! Господи помилуй", - говорит священник перед началом третьего заклинания. Всего существует четыре заклинательных молитвы. Четыре страшных молитв изгнания злой демонической силы, когда священник не просто молится и просит, а требует от имени Бога, чтобы дьявол покинул душу человека, пришедшего ко крещению.
"Господь Саваоф, Господь воинств небесных, исцеляющий недуг и избавляющий от расслабленности, взгляни на раба Твоего сего. Позаботься о нем. Испытай его. Отгони от него всякое воздействие дьявола. Заклятием Своим изгони нечистых духов и очисти создание Твоих рук. Твоим сокрушительным (в греческом стоит слово "резким, пронзительным, острым") повергни сейчас сатану под ноги рабу Твоему. Даруй рабу Твоему победу над сатаной и нечистыми его духами, чтоб получив милость от Тебя приходящий к Тебе удостоился бессмертных и небесных Твоих таинств и воздал Тебе славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь."
"Господу помолимся! Господи помилуй." Священник читает четвертое, последнее и самое короткое заклинание. "Ты, Владыка Господи, сотворившей человека по образу Твоему и по подобию, давший ему возможность вечной жизни, не отвергнувший даже отпавшего от Тебя, но воплощением Сына Твоего, открывший спасение миру. Сам, Господи и сие создание Твое избавь от действа бесовского, прими его в Царство Твое небесное. Отверзи ум раба Твоего к уразумению Святого Евангелия. Дай в спутники ему по жизни ангела светлого, избавляющего раба Твоего от замыслов вражьих, от встреч с лукавым, от демонов и от нечистых грез."
Далее священник дует крестообразно поверх уст, чела и груди оглашаемого. Дует трижды и при этом говорит: "Изгони из раба сего всех лукавых и нечистых духов, скрывающихся и гнездящихся в сердце его. Духа заблуждения, духа злобы, духа измены истинному Богу, духа всякой алчности, духа лжи и всякой нечистоты, всех тех духов, которые действуют по побуждению дьявола. Соделай раба сего овцой духовного и святого стада Христа Твоего, драгоценным членом Твоей Церкви, сыном и наследником Царствия Твоего, чтобы он проводя жизнь согласно Твоим заповедям сохранив нерушимую печать крещения, нескверной ризу христианской чистоты, вошел в блаженство святых в Твоем, господи, Царстве, благодатью и человеколюбием Сына Твоего с которым Ты благословен, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь."
В древности Восток считался стороной Божьей. Солнце, как мы знаем, восходит на Востоке, Иерусалим был на Востоке. Считалось, что первозданный утерянный рай Эдем тоже был на Востоке, во всяком случае, так говорит нам Библия. Алтари в храмах всегда строились по направлению к Востоку. Запад же считался стороной дьявола. Поэтому после тех молитв, которые в сокращенном варианте были мной приведены, священник поворачивает крещаемого лицом на Запад, т.е. лицом к сатане. Христианин стоит лицом к лицу с сатаной и отрекается, бросая сатане в лицо вызов. Это отречение от всякого зла, от всякого компромисса с этим миром и грехом.
Священник поворачивает оглашенного лицом на Запад. Далее следуют вопросы священника и ответы оглашаемого, а если это младенец, то за него отвечают его восприемники. Все вопросы и ответы повторяются трижды.
Священник спрашивает: "Отрекаешься ли ты от сатаны, от помощи его, от всех ангелов его, от всякого служения его, от всякой гордости его?" Оглашаемый говорит: "Отрекаюсь" Священник спрашивает: "Отрекся ли ты от сатаны?" Оглашаемый: "Отрекся". Священник: "В знак отречения дунь и плюнь на дьявола." Крещаемый символически дует и плюет себе под ноги, как бы показывая свое презрение к сатане.
Далее оглашаемый поворачивается лицом на Восток. Священник спрашивает: "Соединяешься ли со Христом?" В славянском тексте: "Сочетаваешься ли Христу?" Греческое слово "синтаксис", которое там употреблено и переведено как "сочетаваешься", в прямом значении есть "связь, принадлежность, сочетание", т.е. то, что прямо противоположно отпадению и разрыву. Эти слова созвучны воинской присяге. Христианин как бы присягает на верность Господу.
Итак, священник спрашивает: "Соединяешься ли со Христом?" Оглашаемый: "Соединяюсь" Священник: "Веруешь ли во Христа?" Оглашаемый: "Верую в Него как в Царя и в Бога". И далее читается Символ веры.
После этого священник спрашивает: "Вручил ли себя Христу?" Оглашаемый: "Вручил". Священник: "Поклонись Христу". Со словами "Поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной" крещаемый падает ниц или делает поясной поклон. "Благословен Бог, - возглашает священник, - желающий всем спасения и познания истины ныне и присно и во веки веков. Аминь."
Далее заключительная молитва: "Господу помолимся! Господи помилуй. Владыка наш Господь призови раба Своего к святому крещению. Сподоби его великой благодати познания истины. Оставь все прошлое его в прошлом. Обнови его, воссоздай для жизни вечной. Наполни его силой Святого Твоего Духа, соедини со Христом, чтобы отвергнув грех стал он сыном Твоего Царствия. Благоволением и благодатью Единородного Твоего Сына с которым мы Тебя благословляем вместе со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь."
назад

Hosted by uCoz